Музей-усадьба Останкино

Адрес 1-я Останкинская ул., д.5

Ближайшее Метро Алексеевская, ВДНХ

Как доехать до станции метро «ВДНХ», «Алексеевская», тролл. № 9, 37, авт. №85 до остановки «Улица Королева». или от м. «ВДНХ» на трамваях № 11, 17 до конечной остановки.

Контактный телефон +7 (495) 683-46-45       

Email info@ostankino-museum.ru

Время работы

Экспозиции Дворца открыты для посещения с 18 мая по 30 сентября только для организованных экскурсионных групп. Индивидуальное посещение экспозиций не осуществляется. 
В будние дни (со среды по воскресенье) принимаются только заказные группы. 
В выходные дни (суббота, воскресенье) с 12 00 до 17 00 формируются экскурсионные группы из одиночных посетителей. 

Парк открыт до 20:00. Продажа билетов до 19:00

При влажности воздуха свыше 80% и дожде музей не работает.

Архитектура и достопримечательности

Останкинский дворец – подлинная жемчужина русского искусства XVIII, в котором в единении нахорца является театр - единственное в России театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, тодятся архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева – одного из самых знатных и богатых людей своего времени.

Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем двеатральной машинерией, сохранившимися с конца XVIII в.

Строительство дворца продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году. В его создании принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных графом Шереметевым; К. Бланк, Е. Назаров — консультанты; крепостные мастера — А.Миронов, Г.Дикушин, П.Аргунов — непосредственные участники строительства, наблюдавшие за работами, перерабатывавшие проекты и осуществлявшие многие идеи Н.П.Шереметева.

Увеселительный сад в Останкине воссоздан в соответствии с планировочным решением 1790-х годов, когда одновременно со строительством дворца активно преображалась и территория вокруг него. Своеобразное сочетание элементов регулярного и пейзажного парка, цветущие куртины, восстановленные по историческим описям, бело-розовые беседки создают ощущение покоя и тишины среди шумного многомилионного города.

Широкое открытое пространство партера, продолжающего центральную ось усадьбы, начавшуюся от центральных ворот парадного двора, является его аналогом с садовой стороны и одновременно позволяет подчеркнуть монументальный характер северного фасада дворца, раскрыть вид на дворец из глубины сада. По краям партера располагаются три пары симметричных цветников, а сам он обрамлен крытыми аллеями берсо правильной формы, являясь таким образом важной частью регулярного сада. Крытые аллеи, восстановленные несколько лет назад, состоят из 2 рядов лип, кроны которых опираются на специальные полукруглые арки, а с наружной стороны стригутся.

Старая раскидистая лиственница в восточной части партера, как и ее ровесница у северного крыльца Египетского павильона, в первоначальный замысел сада не входили, впервые они зафиксированы на плане 1824 года. Интересно, что такая же лиственница находится на партере кусковского сада - возможно, лиственница имела какое-то особое значение для хозяев обоих имений – Николая Петровича Шереметева или его сына Дмитрия Николаевича.

Статуи-гермы, которые сейчас украшают партер, появились в Останкино лишь в середине 19 века, хотя выполнены значительно раньше – во второй половине 18 века. Изначально в саду были лишь мраморные вазы и скульптура, украшавшая беседку – храм. Замечательная скульптурная группа «Три грации», итальянской работы второй половины 18 века, ныне украшающая северную часть партера, по «Описи» 1802 значится стоящей в Ротонде.

Пейзажная зона располагается справа и слева от регулярной части парка и включает в себя молодую кедровую рощу, восстановленную в 2003 году, и систему ландшафтных участков, ограниченных садовыми дорожками.

К северу от кедровой рощи располагался плодовый сад, или «куртина, в ней луг по нему яблони». Так как в настоящее время это место занято крупными деревьями, посаженными в 19 веке, восстановлена в виде посадок яблонь лишь граница плодового сада.

К северной границе Увеселительного сада на западе примыкала березовая роща с затейливо изогнутой дорожкой, которая заново посажена в 2003 году.

Основу регулярной части составляют 2 расположенных по сторонам центральной оси усадьбы прямоугольника, разбитых пересекающимися прямыми дорожками на симметричные треугольные боскеты, обсаженные липовыми шпалерами. В Останкине шпалеры были стрижены «кубами». Объединяли их три клумбы, расположенные на пересечении главной (север-юг) и перпердикулярной аллей. Клумбы, или, как говорили в 18 веке, кломбы не обязательно состояли из цветов - в конце XVIII века клумбами так называли и древесно-кустарниковые группы. В Останкине их устраивали следующим образом: в центре сажали березу, липу или дуб, далее высокие кустарники - сирень, жасмин, затем розы и подбивали клумбу цветами. Такие группы располагались на чистом газоне -"лужках". В настощее время на западной клумбе регулярной части сада посажен кедр, на восточной – липа, а центральная отдана под яркие летники.

С конца XVIII сохранилась горка «Парнас» - искусственная горка, сделанная для того, чтобы с нее любоваться дворцом и пейзажами. Первоначальная высота горки составляла около 8 метров. Украшенная беседкой Миловзор, горка нарушала монотонность равнинного ландшафта, была видна из всех уголков сада, и, в свою очередь, позволяла обозревать с её вершины большую часть сада. С горки открывался вид на дворец, стриженые шпалеры французского парка, обширные газоны пейзажного сада, а прямо под «Парнасом» находились с запада - цветники партера, а с северо-востока – цветущая куртина, или «кломба», восстановленная ныне примерно с тем набором растений, какой украшал ее в конце 18 столетия.. Серпантинная дорожка-пандус, которая ведет на самую вершину горки, переходит в спиралевидную дорожку вокруг нее, которая в свою очередь вливается в прямые дорожки, ведущие к дворцу. Документы подтверждают именно тот вариант планировки дорожки, который существует сейчас.

Название «Парнас» традиционно для горок такого типа, а сами горки были модным украшением ландшафта и поэтому были весьма популярным элементом садового дизайна конца 18 – начала 19 веков, однако на сегодняшний день почти не сохранились. Согласно древнегреческой мифологии, гора Парнас — место обитания бога Апполона и 9 муз, в античной и европейской культуре — символ поэзии, поэтического признания. Свое название искусственная горка получила не случайно – сам дворец строился как летний вариант Дворца искусств и, по сути своей, был посвящен музам и их покровителю – Апполону. Первоначальная беседка-миловзор на Парнасе просуществовала недолго и была разобрана «за ветхостью». Ныне она восстановлена по сохранившимся чертежам, как и Беседка-храм, представляющая собой круглое в плане сооружение без окон, но со световым куполом.

Реставрационные работы последнего десятилетия позволили в основном восстановить почти половину исторических пейзажей Увеселительного сада.

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине является великолепным памятником русской архитектуры конца XVII века (1678 – 1692 гг.). Замечательный по богатству как внешней, так и внутренней отделки храм, построенный более 300-х лет назад, был и остается непревзойденным памятником древнерусского зодчества. Архитектура храма и центральный иконостас отражают не только общепринятые взгляды на устройство храма, но и личностные, обусловленные индивидуальными наклонностями создателя храма М. А. Черкасского, а в дальнейшем - графов Шереметевых. Наряду с незначительными ремонтными работами на протяжении XVIII века, ремонтом в 1856 году к приезду императора Александра II под руководством М.Д. Быковского, масштабной реставрационной работой в XIX веке, коснувшейся не только экстерьера, но и интерьеров храма (с 1877 – 1878 годы под руководством архитекторов Н.В Султанова и А.К. Серебрякова), и реставрацией в последней четверти XX века, за период своего бытования внутренне убранство храма не претерпело каких-либо серьезных изменений. Являясь уникальным творением резчиков и позолотчиков, главный иконостас церкви служит одним из образцов церковного строительства конца XVII века – XVIII веков, поражая своей красотой и гармоничностью.

Коллекции

В многопрофильных фондах музея, насчитывающих более 20 тысяч единиц хранения, представлены произведения русского, западноевропейского и восточного искусства.

Ядро музейного собрания составляют произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые со времени окончания строительства дворца бытуют в его интерьерах и являются частью его  убранства и обстановочного комплекса. Основу собрания портретной живописи составляют портреты представителей нескольких поколений знатного и богатого шереметевского  рода. Его гордостью по праву считаются полотна членов знаменитой крепостной «художественной фамилии» Аргуновых - Ивана Петровича и его сыновей Николая и Якова, блестящие работы К.Е.Маковского и И.К.Макарова.

Коллекция архитектурных рисунков музея Останкино — редкое и уникальное по своей целостности собрание, с документальной точностью иллюстрирующее строительную деятельность графов Шереметевых во вт. пол. XVIII – нач. XX веков. Количество чертежей, связанных со строительством дворца-театра в Останкине достигает почти 300 работ. Это рисунки, принадлежащие творчеству архитекторов Ф. Казие, Ф. Кампорези, И. Е. Старова, В. Ф. Бренны, П. И. Аргунова; графические листы рабочего характера, которые составляли крепостные архитекторы П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин, П. А. Бизяев и др. Кроме того, в коллекции находятся и работы других известных мастеров.

Коллекция скульптуры Останкинского дворца насчитывает более 300 единиц хранения и, будучи неоднородной по составу, включает в себя как уникальные произведения, так и копийную пластику XVIII-XIX вв. очень высокого качества исполнения. Собрание скульптуры Останкинского дворца является характерным и типичным примером дворцового собрания конца XVIII века, сохранившегося на своем первоначальном месте, а именно в тех интерьерах, для которых оно и было приобретено.

Источник: сайт заведения

Вход в систему

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.