Патриарший Успенский собор Московского Кремля

Адрес заведения Москва, Кремль, Соборная площадь

Ближайшее Метро Охотный ряд        

Состояние Действующий

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода

История

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

 

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

Вход в систему

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.